Notre Dame de Paris
Roméo et Juliette
О Швеции
NARODное творчество
Фотографии
Администрация
Ссылки
Гостевая книга
ЛЮСИЯ

Младенец Иисус в роли Святого.

        Итальянцы, оказавшись в Швеции 13 декабря, всегда удивляются, насколько ревностно лютеране шведы чествуют сицилийскую Святую Лючию, которая у себя на родине далеко не является предметом такого же почитания. Но единственное, что связывает шведскую Люсию с её итальянской тёзкой – это как раз имя.
        Празднование дня Святой Люсии связано с древней легендой. Согласно ей, Люсия была женой (невестой?) рыбака и жила с ним в доме на берегу моря. Однажды рыбак отправился на промысел, а Люсия, как всегда, осталась дома и ждала его. Вскоре стемнело, и разыгрался страшный шторм. Нечистая сила, разгулявшаяся в эту ночь, погасила маяк и Люсия боялась, что ее любимый не найдет дорогу к причалу, и его лодка разобьется о камни.
        Ей ничего больше не оставалось, кроме как пойти Шествие Святой Люсии. самой на высокую скалу и светить оттуда фонарем, указывая дорогу. Но нечисть заметила Люсию и стала ей угрожать, впрочем, все их усилия были напрасны. Тогда они убили несчастную, отрезав ей голову.
        Однако даже после смерти Люсия продолжала стоять на скале, благодаря силе своей любви, и указывала дорогу своему любимому.
        В наши дни образ Люсии считается воплощением духовной чистоты. Ее костюм – длинное белое платье, перевязанное красной ленточкой, а на голове у нее красуется венок со свечками – символ путеводного света.
        По другой версии, Люсия – олицетворение одного из святых средневековой эпохи, Святого Николая. С победой Реформации в Северной Европе был запрещён культ святых, но оказалось, что без некоторых из них, особенно без Святого Николая, щедрого покровителя ребятишек – школьников, обойтись было трудно. Тогда немцы решили поменять бородатого епископа на младенца Иисуса и перенесли вручение подарков со дня Святого Николая, 6 декабря, на Рождество Христово.
        В семнадцатых – восемнадцатых веках в Германии, а также в Швеции в среде местных немцев и близких к ним кругах, эта роль была передана младенцу Иисусу, которого изображала девочка, одетая в белую рубашку и со светящимся венком в волосах. Но этот обычай не привился в рамках здешней рождественской традиции и был перенесён на день Святой Люсии. В этот день рано утром шведы, согласно ещё средневековому обычаю, съедали, бывало, аж до семи завтраков подряд, готовясь к рождественскому посту, который начинался с восходом солнца 13 декабря. В восемнадцатом веке в поместьях Западной Швеции «немецкий» младенец Иисус превратился в своего рода хозяйку на празднике, которая затем приняла имя очень подходящей для этого дня святой (имя Люсия происходит от латинского “lux” – свет). Спиртное и свинина были заменены в девятнадцатом веке более спартанской пищей: кофе и шафранными булочками. Только к концу века Люсия приобрела известность и в остальной части Швеции, а первое шествие Люсии в Стокгольме было устроено в 1927 году. Вот какая причудливая судьба может сложиться у народного обычая!
        Святая Люсия.Люсию празднуют по-разному. Во-первых, на официальном уровне. Местная газета устраивает «конкурс Люсии» и публикует фотографии девушек, среди которых читатели выбирают одну, желательно блондинку с длинными волосами, что зачастую является одним из самых важных критериев! Она становится главным действующим лицом в шествии Люсии, которое плавным ходом движется по центральной улице многих городов и посёлков. Люсия приходит также, например, в дома для престарелых и больницы. В её свите следуют остальные участницы конкурса. Смиренно сложив ладони у груди, они проходят торжественной процессией и поют традиционную песнь Люсии.
        На Люсии длинная белая одежда до пола, перехваченная в талии красной лентой, а на голове венок из веточек брусники. В него вставляются вековые свечи или же – чтобы не загорелись волосы – электрические лампочки. Венок с зажжёнными свечами создаёт иллюзию нимба, как у святой. Процессию часто замыкают несколько «звёздных мальчиков», которые вообще-то связаны с совершенно другим моментом празднования Рождества. Все участники процессии хором поют рождественские песни. Другой вариант празднования Люсии по своей сути не отличается от первого, но проходит в менее формальной обстановке: в школе, клубе или помещении при церкви, где накрывается традиционный для праздника Люсии стол с кофе и сдобными шафранными булочками, испечёнными в виде причудливых фигурок, характерных для старинной шведской рождественской выпечки.
        И, наконец, третий вариант празднования Люсии – в кругу семьи. Мать или старшие дети поднимаются рано утром и готовят поднос с кофе и шафранными булочками, а младший ребёнок в семье выступает в роли Люсии. Её песней будят тех в доме, кто ещё не успел проснуться, как правило - главу семейства.

Текст песни "Санкта Люсия", исполняемой на праздник>>>

Назад>>>
:Notre Dame de Paris: :Roméo et Juliette: :О Швеции: :NARODное творчество: :Фотографии:
Администрация: ndparis
Сайт управляется системой uCoz