Notre Dame de Paris
Roméo et Juliette
О Швеции
NARODное творчество
Фотографии
Администрация
Ссылки
Гостевая книга
РОЖДЕСТВО
        Рождество в Швеции, как и в других странах, - это смешение старого и нового, религиозного и светского, национального и заимствованного. По сравнению с другими праздниками, на Рождество выпадает максимальное количество выходных дней, как у детей, так и у взрослых. Иногда они так удачно расположены в календаре, что если взять пару дней за счёт отпуска, то можно не выходить на работу более двух недель. На поздравительных открытках шведское Рождество почти всегда «белое», с пушистым снегом, который так и манит прокатиться на лыжах. На самом же деле, по крайней мере, для южной Швеции, такая рождественская погода – крайняя редкость.
        Дома первыми предвестиями приближения рождественских праздников являются детская телепрограмма «Рождественский календарь» и свечи адвента. Но уже где-то за неделю до этого в витринах магазинов и над торговыми улицами появляется яркое сверкающее рождественское убранство, особенно красочное в восточные дни декабря.
        В Швеции рождественские подарки называют julklappar. Рождественский стол Слово это возникло тогда, когда Шведского Деда-Мороза (см. ниже) ещё и в помине не было. В те времена в сочельник, разнося подарки, человек обычно подкрадывался к двери, громко стучал, бросал подарок и, не желая выдать себя, стремительно скрывался в темноте. Часто на обёртке подарка стояло ироническое, порой даже ехидное, стихотворное посвящение. Этот поэтический жанр сохранился и поныне в форме забавных, нежели обидных рождественских виршей, так что в предпраздничные недели шведы превращаются в нацию стихотворцев. Менее лиричны (обычно это просто пожелания приятного Рождества) рождественские поздравительные открытки, огромное количество которых проходит в декабре через почту Швеции.
        Накануне Рождества шведы украшают свои дома традиционным декоративным убранством. Это подсвечники, цветные дорожки и вышивки, гномики и ангелочки, а после выпечки рождественского печенья – может быть и пряничный домик. Зелёные веточки брусники и сосны сплетают в венок и вешают, например, на входную дверь. Цветы на Рождество чаще всего красные – рождественские звёзды (молочай), тюльпаны и бегонии. Хотя они могут быть и розового, белого или голубого цвета, как, например, сильно благоухающий и очень популярный в Швеции гиацинт.
        Для скандинавских стран характерно, что главным днём рождественских праздников считается сочельник, 24 декабря. В этот день устраивается рождественский обед, и вручаются подарки, но не раньше того, как окончится традиционная и очень популярная телепрограмма с классическими скандинавскими мультфильмами.
        Ёлка и ясли принадлежат к более поздним рождественским обычаям. Оба они пришли в Швецию из Германии. Ёлка появилась в середине восемнадцатого века в домах высшего сословия и лишь в самом конце прошлого столетия попала в дома рабочих и на крестьянские дворы. Поскольку ёлка была типична для лютеранского рождественского празднования, она не встретила никакого сопротивления, и уже вскоре стала украшать даже церкви. А вот ясли (миниатюрная скульптурная группа, изображающая пещеру, в которой родился Иисус) были в Швеции долгое время под запретом. В Европе это считалось типично католическим атрибутом, и это мнение разделяло и шведское духовенство. Но в 1920-е годы один решительный, пользовавшийся известностью священник, взял да и построил модель рождественских яслей в своей церкви, в одном из крупных городских приходов. И лёд вскоре тронулся. В настоящее время ясли – обязательный элемент убранства церкви в период адвента. В больницах, детских садах и дома часто тоже ставят ясли, но меньшего размера.
        Шведский дед-морозjultomten – имеет своим Шведский дед-мороз, рождественская открытка по рисунку Йенни Нюстрем, снимок урезан. прообразом, конечно же, Святого Николая, который в большинстве европейских стран раздаёт детям рождественские подарки. До того, как он попал в Швецию, его обязанности исполнял рождественский козёл, но в семидесятых годах девятнадцатого века, в основном благодаря притоку немецких рождественских украшений, Святой Николай приобрёл такую известность в Швеции, что игнорировать его было уже нельзя. Он быстро вытеснил козла из рождественского сознания шведов, но получил здесь другое имя, заимствованное из шведских народных поверий (tomte – гном, домовой). По народным поверьям, это был карлик-домовой, стороживший на крестьянском подворье. Он не имел особого отношения к Рождеству или подаркам, не считая того, что в ночь под Рождество ему обычно выставляли миску каши. Но после того как известная художница Йенни Нюстрем в тысячах рождественских рисунков, сделанных ею в 80-х годах позапрошлого века, создала его неповторимо шведский облик, навеянный сказочной фигуркой гномика-домового, он вскоре стал самым важным символом шведского Рождества. Существует различие между шведским рождественским дедом и его европейскими собратьями. Последние показываются на глаза людям, в основном, только в магазинах, и на украшенных к Рождеству улицах. В Швеции же кто-то из взрослых в семье, или «нанятый» по этому случаю сосед, наряжается рождественским дедом и старается, чтобы дети не узнали его, когда он (или она), с мешком за плечами, стучится в дверь, задавая приветственную фразу: «Есть ли здесь послушные дети?».
        Рождественский козел – сделанный чаще всего из соломки – типичная деталь рождественского убранства. Это самый древний рождественский символ шведов, и происходит он, по всей вероятности, от чёрта – персонажа, который принимал участие в проказах Святого Николая, устраивавшихся в средневековых школах. Этот козёл стал впоследствии главным действующим лицом короткого весёлого рождественского представления, которое молодёжь давала по крестьянским дворам, собирая съестное и выпивку для рождественских танцев. В восемнадцатом веке ряженые в маске козла обычно раздавали подарки в сочельник. После того, как более ста лет назад эту роль взял на себя рождественский дед, козлу остался лишь удел декоративного существования.
        Рождественская заутреня – эта традиция пошла от средневековых рождественских служб, которые в эпоху реформации сократились до одной. Раньше её служили очень рано, а теперь, обычно в семь часов утра. В прежние времена, когда в церковь съезжались на запряжённых лошадьми санях, с пылающими просмоленными факелами, которые по прибытии складывались в большой костёр у церковных ворот, выглядело это очень романтично. Но и в наши дни сельская церковь, озарённая светом горящих свечей, представляет собой впечатляющее зрелище, которое надолго остаётся в памяти.

Назад>>>
:Notre Dame de Paris: :Roméo et Juliette: :О Швеции: :NARODное творчество: :Фотографии:
Администрация: ndparis
Сайт управляется системой uCoz