Важную роль в старом крестьянском обществе играла деревня,
на социальном фоне которой рождались праздничные обычаи, связанные как с разными периодами в жизни человека, так и со сменой времён года. В деревнях, с их строгим порядком общинных работ, процветал консерватизм, и сохранялась верность традициям. Там устраивали ребячьи проказы, слушали и рассказывали сказки и легенды, пели песни, вместе работали и вместе веселились. В девятнадцатом веке вышел закон о земельной реформе, согласно которому старые деревни раздроблялись, и крестьяне большинства регионов Швеции расселялись хуторами на новых землях, которые отводились им вместо прежних разрозненных наделов. Таким образом, исчезли не только социальные связи, но и целый ряд традиций, которые существовали в деревне, и для которых она была ограниченной средой.
В прежние времена единообразию народных праздников во многом способствовала церковь. Почти все унаследованные народом праздничные обычаи опираются на церковные традиции, и примечательно то, что многие из них уходят своими корнями в средневековый католицизм, который, в остальном, был почти уничтожен реформацией. Примером этому могут служить пасхальные яйца и рождественское блюдо из сушеной рыбы, а также в какой-то степени и празднование дня Святой Люсии. Собственно говоря, из традиционных праздничных обычаев только Первое мая и день Ивана Купалы (по-шведски – день середины лета, Midsommar) имеют мирское, не церковное происхождение.
Центральное место в лютеранстве отводится семье, в кругу которой праздники и должны отмечаться. Процессии и другие массовые уличные шествия исчезли, праздники стали семейными, не утратив при этом связей с учением церкви. Так, например, празднование Рождества и в наши дни во многом сохранило свой исконный характер.
Однако в современном обществе важными являются не только семейные отношения, но и ряд других сфер социальных контактов: служебных, общественных, политических, и т.д.
Теперь уже не церковь и не торговые пути оказывают влияние на шведские традиции. Сегодня вместо этого на шведов воздействуют средства массовой информации и, в первую очередь, телевидение, которые нивелируют старые обычаи и создают новые. Пока ещё нельзя судить о том, как изменится шведский фольклор в результате обширных контактов с ранее незнакомыми обычаями и традициями, привезёнными иммигрантами из чужедальних стран. Народные обычаи совсем не так статичны, как это может выглядеть во время фольклорных представлений на сельском празднике; наоборот, они имеют очень живые формы, которые постоянно изменяются или отмирают, когда им больше не нужно выполнять никакой социальной или эмоциональной функции.
Наверх
<<<Назад